Для оценки фонетической значимости в программе ВААЛ (если вы занимаетесь неймингом, вы, конечно, знаете, что это такое) используются шкалы:
- хороший—плохой, красивый—отталкивающий, радостный—печальный, светлый—темный, легкий—тяжелый, безопасный—страшный, добрый—злой, простой—сложный, гладкий— шероховатый, округлый—угловатый, большой—маленький, грубый—нежный, мужественный—женственный, сильный—слабый, холодный—горячий, величественный—низменный, громкий—тихий, могучий—хилый, веселый—грустный, яркий—тусклый, подвижный—медлительный, быстрый—медленный, активный—пассивный.
Меня давно интересовал вопрос, почему именно такой набор. Почему нет шкалы «старый—новый», «далекий—близкий», «незамысловатый—интеллектуальный» или, например «мечтательный—практичный»?
За ответом на этот вопрос я полез в книжку А. Журавлёва «Звук и смысл» (работа программы ВААЛ основана на его диссертации). Книжку еще не дочитал; читается она прекрасно (спасибо, Владимир Шалак, за подсказку); всем, кто интересуется неймингом, охотно рекомендую.
*
Рассказывая о хитростях, на которые пришлось пойти для «измерения» звуков, автор приводит в качестве примера почти невозможного пути такой вариант:
Представьте себе, что мы просто задали участникам эксперимента вопрос: «Какие впечатления вызывает у вас звук Д?»
*
А действительно, какие? Вот мои:
Б — Внезапный, энергичный, пружинистый, бодрый, неожиданный, сильный, громкий
В — Предупредительный, обходительный, внимательный, деликатный, умеющий слушать, мягкий, спокойный, негромкий
Г — Экстравагантный, независимый, знающий себе цену, особый, себе на уме
Д — Авторитетный, надежный, действующий, делающий, грамотный, знающий
Ж — Мощный, оживленный, жизнелюбивый, резвый
З — Движущийся со звуком, динамичный, требующий внимания
Й — Восторженный, авангардный, передовой, лидирующий
К — Личный, персональный, из детства, доверительный, твой, близкий, вдумчивый, комфортный, заботливый
Л — Материнский, поглаживающий, ласковый, ухаживающий, любящий, женственный, одобряющий, пластичный, уступчивый
М — Умеющий, мастерский, дельный, деловитый, признанный
Н — Благородный, интеллектуальный, интеллигентный, возвышенный
П — Честный, правый, пунктуальный, правильный
Р — Заряжающий энергией, мотивирующий, дикий, первозданный, побуждающий
С — Движущийся тихо, самостоятельный, целеустремленный
Т — Мечтательный, творческий, талантливый, приключенческий, авантюрный, спокойный, нераздражающий, одиночка
Ф — Поверхностный, легкий, отдаляющийся, отбрасываемый, неблизкий, свободный, отдельный, обособленный, независимый
Х — Комфортный, мягкий, скрытый, тайный, потайной, спрятанный, уютный
Ц — Антикварный, старинный, редкий, из вчерашнего дня, с историей
Ч — Компанейский, веселый, чудной, праздничный, цирковой, искрометный, находчивый
*
Интересно, что в экспериментах Журавлева признаки “большой—маленький” и “светлый—темный” оценивались для всех звуков. У меня за эти свойства отвечают только гласные.
*
Цвета и звуки. Иногда только в [у] мерещится мне желтый (а в [йу], соответственно, золотистый). Никакой другой связи между цветами и звуками в моем восприятии нет.
*
Звонкие согласные, в отличие от глухих, кажутся мне одушевленными. То есть согласные с голосом и согласные без голоса для меня примерно то же, что живая и неживая природа.
*
При оценке «звукового портрета» слова надо учитывать не только набор букв/звуков, но и их сочетания, очередность, редукцию, положение ударного гласного. Ну, это понятно.
*
Ещё одна любопытная тема — соответствие названия и логотипа. Глядя на мои ассоциации, вы легко догадаетесь, почему мне кажется, что желто-черные «ретро»-полоски не подходят для авангардно-смышленного Билайна, и почему для логотипа МТС лучше подошло бы не яйцо, а, например, стрелка компаса.
*
Касательно вопроса, который привел меня к книге, Александр Журавлев пишет:
Конечно, измерение можно вести не только по этим шкалам. В принципе чем больше шкал, тем лучше: полнее характеристика содержательности звуков. Но, во-первых, такая погоня за материалом бесконечна, а где-то все же нужно остановиться. Во-вторых, мы старались построить шкалы из слов, обозначающих наиболее важные, наиболее существенные признаки. И ниже будет показано, что в общем-то так оно и получилось.
*
Буду рад, если и другие любители нейминга поделятся своими «звукосимволичными» ассоциациями. Они же у вас есть? ;)
Интересно. У Рембо есть стихотворение “Гласные”. Хотя, вероятно, на французском они звучат иначе, но тоже любопытно.
А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине,
И – красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А – траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,
Мир мрака; Е – покой тумана над пустыней,
Дрожание цветов, взлет ледников опасных.
И – пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных
В их ярости иль в их безумье пред святыней.
У – дивные круги морей зеленоватых,
Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.
О – звона медного глухое окончанье,
Кометой, ангелом пронзенное молчанье,
Омега, луч Ее сиреневых очей.
звукоцветом многие занимались, наиболее свежее — диссертация Прокофьевой. если кратко: связи нет.
к Журавлеву много вопросов было у Левицкого (см. его “Звуковой символизм”), а у меня к обоим, и к Ваалу тоже.
я пробовал воспроизвести расчеты Ж. — результат с Ваалом не сходится, но есть интересные результаты в связи с бизнесом (рестораны). дойдут руки — опубликую.
А вы заметили, Вадим, что в описании ваших ассоциаций к буквам имеются слова-определения, начинающиеся с этих букв? Почти во всех буквах это есть. Интересно, это сознательно или подсознательно?
Заметил, Фрося) Выбирал сознательно. Был соблазн не использовать для ассоциаций слова с соответствующими звуками, но не поддался ему)
Согласен с выше приведенной цитатой из А.Журавлева. Воспринимаю ее так – чем больше степеней свободы, тем большее несхождение линий истины. Иначе, чем меньше этих степеней, тем ближе кажется “победа”, но тем более она мнима и обманчива.
На мой взгляд, человек – система координат, постоянно меняющаяся (во времени, в зависимости от Мэ и Жо, накопленного опыта, кто кому на ногу наступил и многое чего другого) в отношении цвето-звукового восприятия мира.
Простейший пример “устоявшейся” ассоциации с буквой “Б” (здесь Фрося Бурлакова права) по мере продвижения по шкале человеческого времени, в ее крайних позициях:
– баба, бабушка;
– боженька, здравствуй.
В общем, надо наслаждаться мгновением восприятия “Б” (бабушка, Байрон, Булгаков, бакс, будуар, бриллиант, бугатти, боже, т.е. каждому свое).
А вот наш русский алфавит представляет собой действительно интереснейший ряд, в котором вижу главную букву, жемчужину, прародитель всего и всях. Но об этом, когда дойдут руки.
Видимо я совсем зеленый “неймер”. Не кидайте в меня тапками, но я об этой программе не знала. Но видела как я думаю, что-то похожее на просторах интернета, только, наверное, в упрощенном виде. Понимаю, что психологию восприятия и иже с ней никто не отменял, но вот для меня тогда теряется “магия” что-ли при создании того или иного названия.
Ну как же так можно!..
Я этой программой не пользуюсь, но если сомневаюсь в благозвучии захожу на страничку
http://www.psevdonim.ru/ и проверяю название на благозвучность. Мало того, я еще копирую информацию по слову и отправляю ее клиенту вместе с доменом и тд и тп.
Егорий, эдесь была ветка про неймер-инструментарий.
Вспоминая про “Пес Барбос-необычайный кросс”, выходить на “рыбалку” с дубиной и динамитом – не честно.
Мне видится, что честное неймерство, как в ЧтоГдеКогда, должно рождаться в голове – мгновенно или в пустоту, а не в словарях или в программах-пособиях.
Грустняк, “21 век начинается”.
Сережа, о чем речь?..
Я сам придумываю свои названия, не пользуясь никакими программами!
Просто , если клиент настаивает на доказательстве того, что это слово благозвучно, я иду на указанный сайт и проверяю свои варианты.
Вы же ходите на nic.ru, чтобы проверить домены, также на Псевдоним.ру я проверяю благозвучность. Ибо сам я родился в другой стране и у меня нет врожденной грамотности русского языка.
Что бы понять Ваш стрим, я тоже из другой страны, можно ли получить ссылку на Ваше кредо?
У меня болит голова сзади слева от пулевого ранения в правую грудь.
Это случилось два месяца назад. Поэтому я не совсем адекватно понимаю, что от меня хотят. Можете повторить вопрос на упрощенном русском, чтобы его мог понять ученик средней школы?
Тогда не нужно, груди надо беречь. Не обижайтесь! Просто хотел узнать Вашу вышку, хотя все еще впереди.
Сергей, я знаю, что такое стрим и что такое кредо.
Просто мне не нужно ничего стримить, когда есть куча анонимайзеров. Мне в принципе не нужны фолловеры.
Моя работа далека от онлайна. Я живу в реале.
И когда делаю передышку между коллизиями в реале, то занимаюсь сочинительством. Олег не даст соврать: меня бывает или слишком много, или не бывает совсем.
И впереди у меня – совсем другие планы.
Мне это не нужно.
Егорий, мы уже неоднократно просили у Сергея хотя бы один экземпляр русско-жуковского разговорника, но тщетно)
Господи… вот это страсти. Выздоравливайте! Пусть все останется в прошлом.
Я, кстати, иногда Сергея тоже не очень понимаю. Думала, что одна такая. Сергей, прошу прощения, но это так.
)) только вчера мы общались с одним из пассажиров экспресса в привате, и он мне сказал то же самое о непонимании изречений Сережи. Прямо вашими, Виктория, словами сказал. Теперь сижу и думаю, может это я с вами общалась и сошла с ума)
я иногда, вроде догадываюсь, о чем Сергей пишет, но никогда до конца в этом не уверена) поэтому нас уже четверо.
))
Нас четверо, пока ещё мы вместе,
Но дело есть – и это дело чести!
Девиз наш – все за одного,
И в этом наш успех…
Нет, Фрося, с вами мы точно не общались, тем более в привате :))
Ишь, «накинулись» :) Добавлю свое «толкование Сергея» ;) Насколько я понимаю: уважая себя и своего собеседника, Сергей борется с «пустой породой». Пустая порода — любое высказывание, в котором нет ни одного из двух элементов: а) пищи для размышления или б) явной художественной ценности. Чтобы фраза не была «порожняком» в ней должен быть хотя бы один элемент. Разумно ли это? По-моему, да. С некоторым риском предложу лишь третий элемент — в) свет да веселье. Для нас, «солнечных тварей» (от слова «творение»), важно, чтоб было светло да тепло :)
Допустим, всё это присутствует в высказываниях Сергея, но какой от этого толк, если его никто не понимает?)
Ну почему же «никто»? (гордо) Я часто понимаю! Не всегда, но часто :)
Я тоже понимаю, когда он переходит с жуковского на русский)
до нейминга мы не дошли, just beginners, U know)) Пишем с детьми исследовательскую работу по цвето-звуковой характеристике и при опросе респондентов столкнулись с ситуацией, когда люди (взрослые) впадают в ступор, у многих просто нет никакой ассоциации не то что со звуком, с эмоцией! Показалось странным…
А где задали такую задачу: в школе? :)
см. выше – “дети”, следовательно в школе!)) нет! , комментарии в адрес закостенелых учителей не нужны!)
Почему же «закостенелые»? Наоборот)
Можете ознакомиться со статьями моей хорошей подруги из Воронежа.
Читаются очень легко.
https://www.stihi.ru/2003/07/02-130
https://www.stihi.ru/2003/07/03-763
https://www.stihi.ru/2003/08/07-979
Меня особенно умилила ее расшифровка Эники-беники.
Честно говоря, я даже поверил этой трактовке.
Чем можно заняться, когда нет заданий? Наверное, изучением статей по неймингу…
А – белое, большое, а – зайчонок – но это не фонетика.
Звук А – зависит и от интонации.
А… – неопределённость, безразличие
И тут стоп! Зашел по ссылке , увидел знакомое с детства “Эники-беники…” и сразу
вспомнил, что сборник с таким названием подарил моему дяде автор, какой-то детский писатель,
подписал книжку. Ищу ссылку – автор Колесникова Елена Владимировна.
Но я-то точно помню, что писатель был мужчина! Новогодняя чертовщина!))
Фрося, кажется, кричала: “Что здесь происходит?”