Получив от клиента заказ на нейминг, брендинговые агентства или нейминговые компании зачастую привлекают к работе неймеров-фрилансеров.
Я тоже привлек неймеров-фрилансеров, но с другой целью: чтоб они поделились своими впечатлениями от сотрудничества с брендинговыми агентствами. Какие есть плюсы и минусы.
Для симметрии надо было бы провести аналогичный опрос среди сотрудников брендинговых агентств – о том, как им работается с неймерами-фрилансерами. Но мне не хочется. Может, кто-нибудь другой возьмется.
Среди опрошенных специалистов не было новичков. Все люди — с многолетним опытом работы именно в коммерческом нейминге.
Опрос, по понятным причинам, анонимный. Если среди респондентов встречалась дама, употребляющая глаголы в прошедшем времени, я сам переводил такие глаголы в мужской род. Неймеров было семь. Обозначим их буквами: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж.
Как вам работается — или работалось ранее — с брендинговыми агентствами или нейминговыми компаниями?
1. Как оцениваете работу с брендинговыми агентствами? Что нравится, а что не нравится?
А: Менеджмент отделен от творчества. Это хорошо, снимает головняк, но и плохо, так как задачи у творца и менеджера разные. Все как в рекламных агентствах, с плюсами и минусами.
Б: Брендинговые агентства очень разные. С кем-то комфортно работать, с кем-то нет – видимо, зависит от людей, а не от типа компании.
Нравится – возможность поработать с крупными и известными фирмами/брендами – обычно они все разобраны агентствами. Ещё иногда кофе угощают.
Не нравится излишняя, даже дурная зарегулированность в ряде агентств. Не имея приличных юристов, люди составляют безумные бумаги, не задумываясь, что будет, если разрешение споров дойдёт до суда – а будет просто очень смешно.
И поскольку дизайнерскими агентствами руководят обычно дизайнеры, имеется лингвистическая некомпетентность – другой тип мышления, другие зоны мозга доминируют – при высоком профессионализме в визуальной области, порой никакого чувства языка.
В: Люблю заказы от крупных агентств.
Нравится возможность поучаствовать в федеральных проектах, разработать название бренда, который станет известным в масштабах региона/страны. Нравится четкость ТЗ, высокие требования к названию.
Нравится, что, как правило, крупные агентства позволяют себе заказывать более смелые, нестандартные названия (прямые заказчики чаще консервативны).
Не нравится – заморочки с документацией. Не нравится, когда, заранее не обозначая проект как тендер, привлекают к участию несколько неймеров и потом ставят перед фактом.
Г: В целом неплохо. Нравится возможность участия в крупных проектах, не нравится наличие ненужного посредника, из-за присутствия которого иногда возникает ситуация с «испорченным телефоном», так как нет прямого контакта с заказчиком.
Д: Нравится, что при работе с брендинговыми агентствами часто попадаются действительно интересные и серьезные проекты, в основном по разработке торговых марок.
Не нравится:
– лимит во времени (нейминг поставлен на конвейер – часто в погоне за клиентами на разработку уникальной ТМ выделяется всего несколько дней, а дальше идет новое задание, а за ним еще и еще);
– не всегда четкий бриф, приходится делать уточнения, задавать дополнительные вопросы;
– запрет выкладывать в портфолио результат работы;
– часто – низкий уровень оплаты.
Е: Не работаю с агентствами, когда работа строится через менеджера и нет доступа к «телу» клиента. Такой вариант принимаю только в случае, когда нужно разработать определенное количество вариантов без проверки. Оплата не за результат (успешная разработка нейминга), а за количество. Это больше способ заработка, а не творческого роста. Да и варианты уплывают в неизвестном направлении. Поэтому такая схема сотрудничества только в период простоя или когда по теме проекта уже есть наработанные варианты и это повод их «пристроить» за деньги.
Вариант сотрудничества с брендинговым агентством, который мне нравится даже больше, чем работа один на один с клиентом, — разработка нейминга в паре с арт/бренд-директором. Он же потом и презентует клиенту проект. Конечно, важно быть с этим человеком на одной волне как в творческой, так и технической стороне дела. Во время таких проектов обретаешь хороший опыт, развиваешь свой потенциал и получаешь отличный кейс в портфолио.
Ж: В основном, работал с брендинговыми агентствами в самом начале своей карьеры. Сейчас предпочитаю общаться с заказчиком напрямую. Нравилось единственное: что я занимался своим делом – «креативил», а делали из этого «конфетку» (в плане оформления презентации, пояснительных комментариев, картинок и пр.) непосредственно в агентстве. Там же мучились с капризами отдельных заказчиков, а я получал «сухой» остаток – комментарии исключительно по делу) Тем не менее, минусов – больше. Зачастую не нравится подход: лишь бы втюхать. Часто менеджерам брендинговых агентств не хватает компетентности в конкретных вопросах. Раздражает, что я как автор не могу повлиять на конечный результат. И на условия работы с заказчиком. Ну и конечно, неудовлетворенные амбиции)) Заслуженные лавры хочется получать самому!
2. Как оцениваете уровень оплаты со стороны брендинговых агентств? Насколько адекватно, по вашему мнению, оплачивается (оплачивалось ранее) ваше участие в агентских проектах по неймингу?
А: Затрудняюсь ответить.
Б: Уровень оплаты низкий или очень низкий. При том, что название – ключевой и неизменный элемент бренда. И зная приблизительно, сколько вкладывают компании в развитие бренда – это даже оплатой язык не поворачивается назвать. Больше похоже на почётную грамоту.
В то же время, если верить в адекватность вот этого материала:
http://www.russianbranding.ru/standards/brandcost
себе агентства берут за нейминг очень даже неплохо.
Есть закономерность: чем «круче» и богаче агентство, тем меньше оплата, и есть (или были) исключения, например, специализированные нейминговые агентства.
В: На приемлемом уровне, иногда оплата выше, чем от прямых заказчиков.
Г: На данном этапе – адекватно оплачивается. Все просто – если оплата неадекватна, то сотрудничества просто нет.
Д: Как уже было сказано, уровень оплаты довольно часто низкий, не соответствует уровню сложности проекта.
Е: Неадекватно — не соглашаюсь. Адекватных больше.
Ж: Первой причиной, по которой я перестал работать с брендинговыми агентствами, как раз был вопрос оплаты. Прямые заказчики стали платить больше и в размере 100%, а в брендинговых агентствах оплата осталась на прежнем уровне, при этом в начале работы выплачивалось только 30-50% от полной стоимости проекта, остальное – после принятия заказчиком результата работы.
3. Если бы было достаточно заказов от прямых заказчиков, вы отказались бы от сотрудничества с агентствами/нейминговыми компаниями?
А: Нет, не отказывался бы.
Б: Если бы у вас был свой ресторан авторской кухни, вы бы пошли подрабатывать в Макдоналдс?
Думаю, все зависит от условий. Смотря, кем и за какие деньги. Если консультантом по новым блюдам за процент от прибыли сети – почему нет?
В: Нет.
Г: Вполне вероятен такой исход. Общение с заказчиком напрямую или через третьих лиц? Выбор очевиден.
Д: Скорее всего, да.
Е: См. ответ на 1-й вопрос.
Ж: Да.
4. Сталкивались ли вы с тем, что брендинговые агентства запрещают показывать неймы (придуманные вами и принятые заказчиком) в вашем портфолио? Как вы к этому относитесь?
А: Не сталкивался, не одобряю такую практику.
Б: Принятые неймы после регистрации и/или выхода на рынок показывать можно и нужно.
Именно таких запретов не припомню, но агентства (не все, слава богу) часто стараются придумать какую-нибудь никому ненужную фигню в области условий сотрудничества, видимо, чтобы показать свою крутость и значимость – см. ответ на вопрос №1.
В: Стараюсь оговаривать заранее возможность демонстрации названия в моем портфолио с указанием данного агентства как заказчика проекта.
Г: Не сталкивался. Для меня очень важно получить не только деньги с проекта, но и готовую работу, возможность ее публиковать. Если столкнусь с таким запретом – сотрудничество не состоится.
Д: Да. Часто отношусь с пониманием, так как желание заказчика не разглашать название торговой марки до ее регистрации вполне объяснимо.
В то же время запрет на показ неймов, которые успешно выпущены на рынок, мне не нравится, хотя мотив тоже понятен: «крутому» агентству не пристало пользоваться трудом наемных фрилансеров-неймеров — стыдно признаться в том, что растиражированное в пресс-релизах и набирающее популярность название на самом деле было разработано «на стороне».
Можно было бы мириться с «неразглашением» при соответствующем уровне оплаты (как сказал классик, «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать») и при наличии договора на отчуждение авторских прав. Но вот выложенные в аккаунте на Фейсбуке и других соцсетях убедительные фото дружной команды «неймеров» агентства, усиленно «обдумывающих» написанные на доске варианты названий, которые на самом деле были разработаны мной, а также посты о заказчике, который, помимо гонорара, щедро одарил всех членов команды агентства образцами своей продукции, вызывают не самые приятные чувства.
Е: Нет, не было такого. Просили до определенного срока не выкладывать или всегда указывать, что разрабатывалось в рамках такого-то агентства. Гипотетически, если наложат табу, то за такие издержки делается наценка. Знаю это из практики зарубежных коллег.
Ж: Да. В таких случаях я отказывался от сотрудничества.
5. Согласны ли вы с мнением, что любые посредники в нейминге — зло и агентства, при всем их опыте, являются лишним «мешающим» фильтром?
А: Не согласен. См. пункт 1. Зло, когда за нейминг берутся агентства постороннего профиля – веб-, дизайн-студии, телевизионщики.
Б: Да. Агентства мало смыслят в нейминге: все ЛПР там — дизайнеры или менеджеры. Обычно их посредничество сводится к так называемому ухудшающему отбору.
То есть сначала бракуется все яркое и интересное – этому способствует «мастерство» менеджеров (как со стороны агентства, так и со стороны заказчика) в составлении заданий, обычно содержащих взаимоисключающие положения, что позволяет отбрасывать по формальным причинам практически любые варианты.
Затем из посредственных вариантов выбираются наиболее серые и все самое невзрачное, банальное и избитое показывается заказчику с мощной визуальной и презентационной поддержкой. В принципе, так работает любая система (не обязательно в брендинге) – ей просто это удобнее: на шаблонные решения меньше затраты энергии. Также см. ответ на вопрос №1.
В: Не согласен.
Г: Нет. Агентства необходимый элемент на рынке.
Д: Не всегда. Редко, но все же попадаются адекватные посредники, которые умеют профессионально работать как с непосредственными заказчиками, так и с фрилансерами, учитывая интересы всех сторон.
Е: Да, соглашусь на 200%.
Ж: Нет. Я, скорее, за то, чтобы в каждой отрасли работали профессионалы своего дела. За цивилизованные деловые отношения, в том числе, в вопросах авторского права.
6. Что вы хотели бы улучшить в работе с брендинговыми агентствами?
А: Затрудняюсь ответить.
Б: Единственное, чего в этом смысле хотелось бы, – это свое брендинговое агентство, возможно, не целиком, а в совладении :)
В: Хотелось бы, чтобы имя неймера, разработавшего название, указывалось в портфолио агентства :-)
Г: Пока предложений нет.
Д: Хотелось бы:
– чтобы условия каждого проекта или долгосрочное сотрудничество оговаривались договором;
– больше времени на работу над проектами;
– четкий бриф, который не пришлось бы дополнять, постоянно задавая уточняющие вопросы;
– уровень оплаты должен соответствовать сложности и объему работы;
– признание авторства названия, возможность выкладывать неймы в портфолио.
Е: Чтобы дизайнеры перестали делать нейминг.
Ж: Идеальный для меня вариант: работать с брендинговым агентством по договору подряда, с сохранением авторских прав, на условиях адекватной и отдельно обсуждаемой оплаты за каждый проект, а также 100% предоплаты. При этом я был бы готов раз в неделю присутствовать на планерках, мозговых штурмах и прочих командных событиях, а также самостоятельно презентовать заказчику результат работы.